Детский коррекционный центр

девочка в школе

Вредные установки родителей

Очень часто родители, сами того не осознавая, передают детям некие установки, имеющие разрушительное действие. Бывает и такое, что ребенок самостоятельно создает их, наверно истолковав ситуацию. Психолог Роберт Бёрн выделил 12 таких установок.

1. НЕ ЖИВИ/НЕ СУЩЕСТВУЙ

Такая установка формируется фразами: «не хочу тебя видеть», «Если бы не ты, у меня была бы карьера» или «Я бы развелась с твоим отцом» от тебя только одни проблемы» и тем самым внушает чувство ненужности, ущербности и отчужденности.

2. НЕ БУДЬ СОБОЙ

Это постоянные сравнения с другими детьми не в пользу ребенка: «вон Дима какой послушный мальчик», «Аня уже читает, а ты и буквы толком не знаешь» и др. Такие родители часто сами чувствуют себя детьми и имеют достаточно строгих родителей.

3. НЕ БУДЬ РЕБЁНКОМ

Частые напоминания родителям о том, что «ты уже не маленький», «такой большой, а ревешь». Они создают у ребенка ощущение отсутствия детства с его радостями.

4. НЕ РАСТИ

противоположная, но не менее вредная установка: «не спеши взрослеть», «вот вырастешь, еще наработаешься», «ты всегда будешь моим маленьким зайкой». Это приказание выражает эгоистичное желание родителей, которые боятся, что сын или дочь повзрослеют и оставят их. Любое достижение и активность со стороны ребёнка воспринимается как угроза собственного смысла.

5. НЕ ДУМАЙ

Запрет на собственное мнение, выражающийся во фразах: «а тебя никто не спрашивает», «не умничай» и т. д.

6. НЕ ДЕЛАЙ

Такое приказание формирует пассивность и неверие в собственные силы и часто выражается в следующих словах: «дай я сама сделаю», «не суйся», «лучше не трогай, а то все испортишь».

7. НЕ БУДЬ ЛИДЕРОМ/НЕ БУДЬ ПЕРВЫМ

Будь скромнее, не высовывайся. Таким образом родитель пытается занять лидерские позиции и дать понять ребенку, что его желания ничего не стоят .

8. НЕ БУДЬ ЗНАЧИМЫМ

Впитывая утверждения вроде «Дети должны быть невидимыми и неслышными» и «Не болтай за столом». Такой запрет характерен для родителей, которые имели сложный путь к успеху, или не добились своих целей, несмотря на все возможности.

9. НЕ ЧУВСТВУЙ СЕБЯ ХОРОШО

Такой запрет передаются родителями, которые занимаются ребенком, только когда он болеет. Также они ищут соматические проблемы , чтобы оправдать свои нереализованные мечты в отношении ребенка. «Вы ведь знаете , какой он у меня слабенький «

10. НЕ БУДЬ БЛИЗКИМ

Такой запрет связан с нарушением коммуникации, когда у родителей не хватает времени уделять внимания ребенку.

11. НЕ ЧУВСТВУЙ

Родители, передающие такой запрет , настойчивы в подавлении чувственности своих детей. Родители накладывают такой запрет не только на ребенка , но и на себя.

12. НЕ ПРИНАДЛЕЖИ

Этот запрет отражает несостоятельность в принятии законов единства общества. Внешне это проявляется в замкнутости и недовольством окружающих. Часто родители таким образом переносят на ребенка свое ощущение одиночества.