У нейротипичных детей коммуникация развивается в процессе общения. Для развития коммуникации у ребенка с РАС ( а это главная цель речевой деятельности), зачастую необходима помощь специалистов и ежедневные усилия ближайшего окружения.
Основные этапы формирования коммуникации :
УМЕНИЕ ВЫРАЖАТЬ ПРОСЬБЫ
Начиная с физиологических /базовых потребностей («хочу есть»/«хочу в туалет»), просьба о помощи , до требования любимой деятельности /игрушки.
Формирование этого этапа значительно облегчает жизнь родителям, ведь теперь всегда можно узнать , чего хочет ребенок
УМЕНИЕ ВЫРАЖАТЬ СОГЛАСИЕ / НЕСОГЛАСИЕ ( отказ от предложенного предмета/деятельности);
УМЕНИЕ ВЫБИРАТЬ.Замечательное умение, которое очень важно сформировать у ребенка. Чем раньше ,тем лучше. В противном случае, ребенок всегда будет ждать вашего одобрения и подсказки. У него сложно будет формироваться произвольная деятельность.
ФОРМИРОВАНИЕ «Я». Часто у детей с РАС речь начинается с эхолалий, поэтом важно , чтобы ребенок не говорил о себе в третьем лице , осознавал себя отдельной личностью. Чувствовал границы своего тела и умел использовать формулировку «Я». «Я хочу» /«я буду»;
Далее пойдут формирование умений ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ / КОММЕНТИРОВАТЬ ДЕЙСТВИЯ / ОТВЕЧАТЬ НА ПРИВЕТСТВИЕ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ /ВЫРАЖЕНИЕ ЭМОЦИЙ.
Очень важно помнить о том, что мы идем от простого к сложному. Не требуйте от ребенка сразу фразу : « Мама, дай мне пожалуйста Мишку».
ДАЙ — ДАЙ МИШКУ — ДАЙ МНЕ МИШКУ — МАМА, ДАЙ МНЕ МИШКУ и т.д.
Помните , что к каждому ребенку необходим индивидуальный подход и темп